Крещенская вода.

02.05.2024
Автор: nadin
Комментарии: 0
Просмотров: 2999
Сила Крещенской воды в литрах не измеряется!
Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство, не раздумывая, скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день, и чего только не услышишь в очереди за Крещенской водой!
Сразу оговоримся, что этот материал адресован не тем, кто постоянно ходит в храм и знаком с церковной жизнью. Скорее, он призван помочь многим из них аргументированно ответить на вопросы менее воцерковленных или совсем невоцерковленных коллег, родственников, знакомых.
В чем особая сила Крещенской воды?
— Благодатные свойства Крещенской, или Богоявленской, воды описываются в чине Великого освящения. Из этого чина следует, что для верующих людей святая вода становится «благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной». Отсюда видны великое значение и великая благодатная сила Богоявленской воды, поэтому она и называется великой Агиасмой — великой святыней.
— Чем эта вода отличается от воды, освященной в другие дни? И почему на праздник Крещения воду освящают дважды — 18 и 19 января? Чем отличается великое водоосвящение от малого — в последнем случае вода менее благодатная?
— Малое водоосвящение может совершаться в любое время по принятой традиции или по желанию верующих, там, где это признается нужным,— в храме, в домах прихожан. Этот чин совершается в воспоминание освящения Ангелом воды в Овчей купели, когда получали исцеление те, кто первыми входили в купель. Установлено три дня, когда этот чин обязательно совершается при богослужении,— 14 августа, в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», а также в среду 4-й седмицы по Пасхе, в день Преполовения Пятидесятницы.
Великое освящение совершается утром после Божественной литургии 18 января и 19 января в память Крещения Господа на Иордане. Обряд Великого водоосвящения возник от древнего обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Сама молитва Богоявленского водоосвящения взята из обряда Крещения и является ее позднейшей переработкой. Потому обряд великого водоосвящения совершался до ХI–XII веков накануне праздника, а не в сам день Богоявления. Затем, когда в восточных церквах распространился Иерусалимский устав богослужения, воду стали святить в соответствии с Иерусалимскими обычаями, дважды — в Крещенский Сочельник и в сам день Богоявления, так как в Иерусалиме с древних времен в праздник освящали воду на Иордане на месте Крещения Господа.
Сама постановка вопроса и предположение, что одна святыня менее благодатна, чем другая, граничат с оскорблением святыни, ибо Бог подает свою благодать истинно верующему человеку без меры. Ее нельзя измерить килограммами или, как в случае со святой водой, литрами. Для одного человека и капли будет достаточно, чтобы получить исцеление, а другой человек и тонну в себя вольет, а толку не будет.
В отношении «большей или меньшей благодати» святой воды можно еще сказать, что сила и действенность благодатных средств освящения, которые предлагает нам Святая Церковь, зависят не от того, что одна святыня «сильнее» или «слабее» другой, а от силы нашей веры, преданности и любви к Богу. Кто имеет веру слабую, не живет по заповедям Божиим, не имеет любви к Нему, не желает следовать по пути христианского благочестия — для того и средства, подаваемые Церковью для укрепления на этом пути, будут бесполезны и бездейственны. А если человек имеет великую веру и великую любовь к Богу, то даже сказанные от сердца несколько слов могут привести его к вечной жизни, как привели в Царство Небесное благоразумного разбойника, который был распят в один день со Спасителем. Каждая святыня преподается Церковью в свое время и со своей определенной целью и способствует нашему духовному возрастанию в меру нашей веры и любви к Богу.
— Говорят, что на праздник Крещения нужно взять воду в семи храмах, но «везде очереди, и я боюсь не успеть». Достаточно ли будет взять воду в трех храмах?
— Издавна с Богоявленской водой связаны определенные суеверия. Помимо древних суеверий, в последнее время прямо на глазах рождаются новые. Еще 15–20 лет назад никто из верующих не слыхал, что воду на Крещение обязательно надо брать в семи храмах. Бессмысленность этого очевидна. А если человек живет в деревне, где только один храм? Что же, он не получит полноты благодати?
Нелепо и смешно, но, вместе с тем, и грустно. Выходит, что человек привык смотреть на храм как на бюро ритуальных услуг. Заплатил деньги, получил без всякого духовного напряжения ту или иную услугу. А поскольку в магазинах всё продают на вес, то и к святыне человек относится как к весовому товару. Такой человек размышляет: «Достаточно ли мне для щей 300 граммов мяса, хотя нужно по-хорошему полкило?» и по аналогии: «Достаточно ли взять воду в трех храмах, если надо вроде бы в семи?». И даже не задумается человек, а какой смысл в этом, почему именно в семи храмах? Абсурд, да еще и грех.
— Правда ли, что можно не ходить в храм, а в 12 часов ночи с 18 на 19 января набрать «святую» воду из любого источника или даже из-под крана?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать одну историю — случай из практики. Одна супружеская пара пришла в храм и попросила священника освятить квартиру. Тот в назначенное время пришел и начал чин освящения. Через некоторое время он обнаружил, что находится в комнате один. Он прошел в соседнюю комнату и увидел, что хозяева сидят и смотрят телевизор. С точки зрения потребительской идеологии, которую, к сожалению, многие люди распространяют и на Церковь, и на церковную жизнь, поступок этих людей логичен: деньги оплачены — услуга оказана, утруждать себя совершенно не нужно. То же самое видим и здесь: открыл в 12 часов ночи кран, набрал воды, и не нужно прилагать никаких духовных усилий. Но разве этого «комфорта» ждет от нас Спаситель? Для того ли был установлен Им и святыми апостолами праздник Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане, раскрыть свою душу и сердце в богослужении, соединиться в Таинстве Причащения с Господом, открывшим в Своем Крещении тайну Святой Троицы и положившим начало нашего спасения. Только в этом случае мы сможем получить тот дар освящения, которое подается нам и через святую воду. Его нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором.
— Обязательно ли на праздник Крещения купаться в проруби, а если не купаться, не обернется ли это несчастьем?
— Еще одно грубое суеверие, связанное с этим праздником. На Востоке действительно существует такой обычай, основанный на примере палестинских паломников, купающихся в Иордане во всякое время. На Востоке это безопасно для богомольцев, поскольку там не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение — значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения.
В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию способность очищения от этих грехов. Во что превращаются крещенские купания в наше время, стыдно и говорить: толпа пьяной молодежи, мат, курево, спиртное… Верующему человеку там делать нечего.
— Можно ли пить крещенскую воду вместо лекарств, обливаться ею в душе, добавлять в ванну?
— Крещенская вода — святыня, предназначенная, прежде всего, для освящения души. Это не гель для ванной и не аптекарское лекарство. Для излечения недугов святая вода вкушается, отнюдь не отменяя лекарства, назначенные врачом. Как сказано в Священном Писании: Сын мой, в болезни твоей молись Господу… и Он исцелит тебя, оставь греховную жизнь… и от всякого греха очисти сердце… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 10–12). Потому не стоит пить крещенскую воду вместо лекарств.
— Что делать с водой, сохранившейся с прошлого Крещения?
— Ее нужно испить или же употребить с благочестивой целью, например, омыть ею иконы, окропить дом. Просто выливать ее нежелательно.
Копирование и использование материалов сайта без предварительного согласования запрещено.

Комментари

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вхід ]